|
Когда на электродвигатель подается напряжение, возникает скачок тока, который называют пусковым током или током при заторможенном роторе.
Пусковой ток обычно превышает номинальный в 5 - 10 раз, но действует кратковременно. Одновременно с возрастанием токовой нагрузки на обмотки статора происходит ударное увеличение крутящего момента двигателя, которое передается на вал ротора асинхронного двигателя и через него далее на механическую часть насоса. Это ведёт как к перегреву обмоток статора и ухудшению их изоляции, так и поломкам валов от ударов и вибраций, механическим деформациям электрической части и т.д.
Пусковой ток понижается с разгоном электродвигателя до номинальной частоты вращения. В соответствии с местными нормами и правилами, для того чтобы снизить пусковой ток, используются различные способы пуска. Вместе с этим необходимо принять ряд мер по стабилизации напряжения питания.
ПРЯМОЙ ПУСК.
Прямой пуск означает, что электродвигатель включается прямым подключением к источнику питания при номинальном напряжении.
Прямой пуск (direct-on-line starting – DOL) применяется при стабильном питании двигателя, жестко связанного с приводом, например насоса.
Прямой пуск от сети DOL является самым простым, дешёвым и самым распространённым методом пуска. Кроме того, он даёт наименьшее повышение температуры в электродвигателе во время включения по сравнению со всеми другими способами пуска.Если поступающий ток от сети не имеет специальных ограничений, такой метод является наиболее предпочтительным. Электродвигатели, предназначенные для частых пусков/отключений обычно оборудованы системой управления, которая состоит из контактора и устройства защиты от перегрузок (термореле).
Для электродвигателей небольшой мощности, работающих без частых пусков/остановов, необходимо самое простое пусковое оборудование, чаще всего это расцепитель, управляемый вручную. Напряжение подается непосредственно на клеммы электродвигателя. Для небольших электродвигателей пусковой момент будет
составлять от 150% до 300% от номинального, тогда как пусковой ток будет cоставлять от 300% до 800% от номинального значения или даже выше.
ПУСК ЗВЕЗДА-ТРЕУГОЛЬНИК.
Целью данного метода пуска, используемого для трёхфазных индукционных электродвигателей, является понижение пускового тока. В момент пуска электропитание к обмоткам статора подключено по схеме «звезда» (Y). Электропитание переключается на схему «треугольник» (Δ), как только электродвигатель разгонится.
Обычно электродвигатели низкого напряжения мощностью больше 3 кВт рассчитаны на напряжение 400 В при соединении по схеме «треугольник» (Δ) или на 690 В при соединении по схеме «звезда» (Y). Такая унифицированная схема соединения может быть также использована для пуска электродвигателя при меньшем напряжении. Соединение по схеме «звезда – треугольник» дает низкий пусковой ток, составляющий всего одну треть тока при прямом пуске от сети. Пускатели «звезда – треугольник» особенно подходят при вращении больших масс, когда нагрузка «подхватывается» после того, как достигается частота вращения при номинальной нагрузке.
Подобные пускатели также понижают и пусковой момент, приблизительно на 33%. Данный метод можно использовать только для индукционных электродвигателей, которые имеют подключение к напряжению питания по схеме «треугольник».Если переключение «звезда – треугольник» происходит при
слишком низкой частоте вращения, это может вызвать сверхток, который достигает почти такого же уровня, что и ток при «прямом» пуске DOL. Во время небольшого периода переключения «звезда – треугольник» электродвигатель очень быстро теряет скорость вращения, для восстановления которой также требуется мощный импульс тока. Пускатель сначала соединяет электродвигатель по схеме «звезда» (контакты K1 и K3). По истечении определённого периода времени, который зависит от конкретной задачи, он переключает двигатель на «треугольник», размыкая контакт K3 и замыкая контакт K2.
ПУСК ЧЕРЕЗ АВТОТРАНСФОРМАТОР.
Пуск осуществляется с помощью автотрансформатора, последовательно соединённого с электродвигателем во время пуска.
Автотрансформатор понижает напряжение (приблизительно 50–80% от полного напряжения), чтобы обеспечить пуск при низком напряжении. В зависимости от заданных параметров напряжение снижается в один или два этапа. Понижение напряжения, подаваемого на электродвигатель одновременно, приведёт к уменьшению пускового тока и вращающего пускового момента, но данный способ пуска даёт самый высокий вращающий момент электродвигателя. Если в определённый момент времени к электродвигателю не подаётся питание, он не потеряет скорость вращения, как и в случае с пуском переключением «звезда – треугольник». Время переключения от пониженного напряжения к полному напряжению можно корректировать.
Помимо уменьшения пускового момента, способ пуска через автотрансформатор имеет ещё один недостаток. Как только электродвигатель начинает работать, он переключается на сетевое напряжение, что вызывает скачок тока.
ПЛАВНЫЙ ПУСК.
Принцип «плавного» пуска основан на полупроводниках. Через энергетическую цепь и цепь управления данные полупроводники понижают начальное
напряжение электродвигателя. Это приводит к уменьшению вращающего момента электродвигателя. В процессе пуска мягкий пускатель постепенно повышает напряжение электродвигателя, что позволяет электродвигателю разогнаться до номинальной скорости вращения, не образуя большого вращающего
момента или пиков тока. Плавные пускатели могут использоваться также для управления торможением электродвигателя. Плавные пускатели не так дороги,
как преобразователи частоты. Тем не менее, у них те же проблемы, что и у преобразователей частоты: они могут добавить в систему синусоидальные токи (помехи), что может повлиять на ее функционирование. Данный способ также обеспечивает подачу пониженного напряжения к электродвигателю во время пуска.
Плавный пускатель включает электродвигатель при пониженном напряжении, которое затем увеличивается до полной величины. Напряжение в плавном пускателе уменьшается за счет фазового сдвига. Данный способ пуска не вызывает образования скачков тока.
Пусковой период и пусковой ток можно задать
ПУСК С ПОМОЩЬЮ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ЧАСТОТЫ.
Преобразователи частоты предназначены для пуска и управления электродвигателем. Преобразователь частоты позволяет снизить пусковой ток, так как электродвигатель имеет жесткую зависимость между током и вращающим моментом. Преобразователи частоты всё ещё дороже устройств плавного пуска, кроме того, как и устройства плавного пуска, они добавляют в сеть синусоидальные токи.
Характеристики наиболее распространённых способов пуска.
|
Способ пуска |
Преимущества |
Недостатки |
1. Прямой пуск (DOL). |
Простой и экономичный. Безопасный пуск.
Самый большой пусковой момент
|
Высокий пусковой ток.
|
2. Пуск «звезда/треугольник» (SD). |
Уменьшение пускового тока в три раза.
|
Скачки тока при переключении «звезда – треугольник».
Не подходит, если нагрузка имеет небольшую массу (безынерционная).
Пониженный пусковой момент.
|
3. Автотрансформатор. |
Уменьшение пускового тока на u2, где u – понижение напряжения, напр., 60% = 0,60.
|
Скачки тока при переходе от пониженного к полному напряжению.
Пониженный пусковой момент.
|
4. Плавный пуск. |
Плавный пуск. Импульсы тока отсутствуют.
Меньший гидравлический удар при пуске насоса.
Уменьшение пускового тока на требуемую величину, обычно в 2-3 раза.
|
Пониженный пусковой момент.
|
5. Частотный пускатель. |
Импульсы тока отсутствуют.
Меньший гидравлический удар при пуске насоса.
Уменьшение пускового тока, обычно, до уровня тока полной нагрузки.
Можно использовать для непрерывной подачи питания к электродвигателю.
|
Пониженный пусковой момент.
Высокая стоимость.
|
ДОКУМЕНТЫ ПО ТЕМЕ, ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ:
Перейти на вкладку "Скважинные насосы Grundfos"
При изготовлении данной страницы были использованы материалы нашего сервис- партнёра Grundfos.
|
|